Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта на занятиях по изобразительной деятельности.

2018-02-11 13:37:34
Что же такое сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло, холод и т. д., т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. А формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное развитие. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, включая по возможности основные разновидности этих свойств. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогике (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли ), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии ( Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др. ) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Один из ведущих факторов развития ребенка – активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др.), которое формирует систему восприятия. В изобразительной деятельности выделяют уровни развития и этапы для каждого возраста: 1-й этап – сенсорной и моторной стимуляции, 2-й этап – сенсомоторной координации, 3-й этап – психосенсомоторной координации. В 3-4 года наиболее значимым в изодеятельности является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы (недостаточно полные в коре, слабые ассоциативные связи) требуют моторного обеспечения, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. В 4-5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция (координация), отработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. С.Л. Рубинштейн утверждал, что отрыв психического образа от физиологического процесса отражения приводит к «уничтожению самого предмета психического исследования». Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий». А. Н. Леонтьев предполагал, что возможные нарушения в системе восприятия на любом этапе увеличивают «неосознаваемость» сигнала, отражая его меньшую «презентированность». Системное развитие (пластичность) позволяет объяснить многие функции и определенные механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. Моторная функция ребенка-это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если ребенок не может схватить предмет, то он не сможет и ощутить его. При бимануальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Очень важно применять на занятиях по изотворчеству технику и методику, соответствующие уровню психоэмоционального развития и сенсомоторных координаций ребенка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счет уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций. Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит по трем схемам. 1. Познание через крупную моторику. Это схема взаимодействия, формирования, развития и тренировки органов чувств, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также висцеральных (внутренних) органов через движение. 2. Развитие нервной системы через тонкую моторику. После формирования в нервной системе человека геометрии образа движения объекта внешнего мира и построения движения, ребенок моделирует движение во внешней среде через тонкую моторику на уменьшенной копии внешней среды - на листе бумаги, при лепке и др. Система работы по развитию у дошкольников тонкой ручной моторики включает в себя кистевую и пальцевую гимнастику, упражнения на выполнение движений в заданном ритме, задания, направленные на развитие произвольного внимания и графические упражнения в альбомах и тетрадях. Эти виды упражнений помогают корригировать отклонения в развитии тонких пальцевых и кистевых движений. Улучшают дифференциацию движений, укрепляют мышцы рук, способствуют подготовке рук к письму и рисованию. Кистевая гимнастика развивает у детей свободные кистевые движения и, как следствие, дети перестают вертеть лист бумаги в процессе рисования, что они делают для правильной передачи формы предмета, и начинают совершать кистевые формообразующие движения. Все упражнения выполняются сначала одной рукой, ведущей рукой, затем другой рукой, а позже, по мере его усвоения, двумя руками одновременно. Важное место при выполнении этих заданий занимает речь педагога, который должен строить свои подкрепляющие высказывания таким образом. Чтобы закрепить возникающий в представлениях ребенка зрительно-двигательный образ предмета или животного. 3. Развитие нервной системы через осмысление ощущения или восприятия, через создание образа модели (образца) с включением в социоэмоциональную среду совосприятия своих собственных движений. Таким образом, у ребенка поэтапно моделируются и апробируются основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, телесную сферу. В результате систематической изобразительной деятельности развиваются моторная и сенсорная функции, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции. У детей с нарушением интеллекта уже на начальных этапах развития их изобразительной деятельности возникают многочисленные трудности, которые возможно преодолеть только при осуществлении комплексного корекционно -развивающего подхода, охватывающего все стороны детской деятельности. Чем ранее начата работа по осуществлению этого подхода, тем значимее результаты обучения и воспитания. Острота проблемы заключается в том, что у таких детей отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного развития. Дети с ОВЗ гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми, страдающими задержкой интеллекта, необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте детей. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов. Знакомство с цветом и формой помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Открывает источник ярких образов, помогает устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало одних, даже самых пространных и подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Однако как таковая изобразительная деятельность складывается у детей с нарушением интеллекта не сразу и имеет грубое сенсомоторное недоразвитие. В связи с этим наметилась необходимость актуализации работы с детьми с ОВЗ по сенсомоторному развитию и продуктивных видах деятельности. Занятия изобразительным искусством занимают видное место в системе воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта. Большое внимание к данному виду продуктивной детской деятельности связано как с ее высоким развивающим значением на этом возрастном этапе, так и с выраженным эффектом, который может быть, достигнут при умелом руководстве ею со стороны взрослых. Успехи детей с нарушениями интеллекта в овладении изобразительной деятельностью зависят от способов обучения в гораздо большей степени, чем это имеет место у их нормально развивающихся сверстников. Поэтому вопрос выбора адекватных методов и содержания является чрезвычайно важным. Такой ребенок зачастую не владеет теми элементарными навыками, которые должны быть им усвоены в младшей и средней возрастных группах. Не знает названий и назначения даже знакомых ему изобразительных средств и материалов (может назвать кисть и карандаш «палочка») пытается обмакивать в краску пальцы и близлежащие предметы, не умеет пользоваться ножницами и клеем. Выполнение рисунка или резание бумаги нередко сопровождается навязчивыми непроизвольными движениями. Выполняемые предметные изображения являются ярко выраженными устойчивыми, но узнаваемыми штампами с малой степенью детализации. Работы характеризуются плохим мышечным контролем, при котором наблюдается нечеткость движений при рисовании прямых линий, углов, кругов и раскраска фигуры. Большинство детских рисунков выполняется одним цветом, который зачастую не является адекватным, т.е. не соответствует цвету реально существующего предмета. Все перечисленные факты говорят нам о том, что у детей с нарушением интеллекта наблюдается слабость межсенсорных, в том числе зрительно- двигательных координаций. Диагностика уровня развития навыков изобразительной деятельности у таких детей подтверждает наличие этих особенностей. Именно поэтому первым этапом коррекционно-педагогической работы становиться сенсорное воспитание детей. На занятиях по изодеятельности дети с нарушением интеллекта через игры, рассматривание, обследование предметов с разнообразием форм, звуков, движений, учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы предметы, воспроизводить их по подражанию и простейшему образцу и т.д. А для эффективного определения формы, объема и размеров предметов, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Каждое занятие, проводимое с детьми с ОВЗ, состоит из трех основных этапов. На первом этапе обеспечивается перцептуальное развитие, развитие сенсомоторной функции. Для детей подбираются предметы, несущие максимальный объем сенсорной информации (форма, размер, объем, вес, цвет, запах, вкус). Предметы округлой формы должны быть с качественно полярными признаками (очень большой мяч, который можно было «обхватить» всем телом, маленькая деревянная бусинка, которая катается двумя пальцами; приторно сладкий виноград, кислая клюква). На втором этапе планируется влияние сенсомоторного развития на познавательные функции. На занятиях это проявляется в трансформации полученной информации в изобразительную деятельность. Для развития ассоциативного мышления детям предлагается сначала показать форму шара руками, кистями рук; форму круга нарисовать пальцем по воздуху в разных плоскостях, и только после этого изобразить, применяя художественные средства и материалы. Дети учатся находить связь между обследующим жестом и формообразующим движением в лепке и линейным контуром в рисовании, что позволяет детям самостоятельно находить способы изображения. На заключительном этапе проводится анализ работ, их «обыгрывание». Важно, чтобы взрослый был способен отнестись к детской работе как к произведению творчества и вместе с ребенком видеть ее сильные стороны, художественный замысел. В результате такого отношения у ребенка появляется осознание значимости собственных достижений и бережное отношение к «продукту» своей деятельности. Результаты педагогической диагностики показали продуктивность данного подхода и выбранного направления. У детей наблюдается положительная динамика, как общих интеллектуальных изменений: принятие задачи, выбор способов ее решения, оценка результатов своей деятельности, так и специфических предпосылок к учебной деятельности. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости продолжения данной работы с детьми в младшем школьном возрасте для обеспечения непрерывного хода психического развития ребенка: сформированности умственных операций, действий и навыков, произвольной регуляции деятельности и поведения познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации речевого развития. При выстраивании последовательной политики взаимодействия с ребенком с целью повышения эффективности развития при обучении его изобразительной деятельности необходимо установить тесный контакт с родителями. Так как семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, при формировании которых большое значение имеет эмоционально-эстетическое развитие. Большое значение занятиям рисованием и лепкой для преодоления многих сенсорных недостатков у дошкольников подчеркивали А.Н. Грабаров, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Знаков, И.М. Соловьев и др. Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности, а дети с ОВЗ отдают предпочтение изобразительной деятельности, как наиболее интересной и занимательной. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения изобразительная деятельность приближается к игре. Академик В.М. Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики». Рисование, лепка - любимые детские занятия. Поэтому при направленном педагогическом руководстве занятия по изодеятельности способствуют более интенсивному умственному, нравственному, эмоциональному и речевому развитию, формированию у детей первого поискового опыта. Занятия по изобразительной деятельности имеют выраженный психотерапевтический эффект, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта. Это и является отправной точкой для решения данной проблемы через изобразительную деятельность. Коррекция сенсорных процессов достигается путем тщательного изучения величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов, форму, соотносят и учитывают разные размеры и величины, с удовольствием выполняют задания, связанные с аналитической деятельностью. Но мир цвета, формы, ощущений для ребенка, имеющего нарушение интеллекта, открывается не сразу. Далеко не каждому полноценному, здоровому ребенку удается легко и быстро передавать и улавливать тонкие нюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений, а тем более сложным это оказалось для наших детей. Работу по формированию сенсорных способностей нужно начинать проводить постепенно и гармонично, соответственно возрасту и учитывая большой разброс индивидуальных возможностей каждого ребенка. В планировании занятий применять принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.

На главную